Оглавление:
- Отчёт Д. Чирвы
- Отчёт Д. Воробьева
1. Отчёт Д. Чирвы
В силу своего географического положения калининградцам издавна проще и дешевле было путешествовать в Европу, нежели в Россию, называемую среди своих "Большой". И своё кендо калининградский кендоист черпал соответственно из мест, которые в своей массе можно описать как "нероссия".Однако в последнее время у Калининградских кендок резко сузился источник знаний о кендо: сначала гастрономически неразборчивые китайцы ввели мораторий на путешествия доброй половины населения планеты, затем политически неразборчивые страны продлили этот мораторий для граждан Необъятной.
В результате пути развития эксклавного кендо осталось два, а скорее даже один (далеко не все финансово потянут часто летать в "Большую Россию") — семинары с приглашёнными инструкторами.
Исторически с этим нам помогают коллеги из Санкт-Петербурга и в целом мы не обделены количеством проводимых в Калининграде семинаров* (*по мнению моей жены), но именно в части разносторонности подходов к тренировкам всё же ощущается некоторый дефицит — думал я на последнем Ситэн-капе в декабре 2022 года.
А тут он. Из Казани. А ещё и после Солодовникова-сенсея. А ещё и самый молодой 5-ый дан кендо в истории РФ. Хочу!
— Кхм. А может...?
Вот это удача, "хочу" оказалось взаимным!
— Точно?
— Точно.
— Ничего не поменялось?
— Шутишь!
Семинар.
Небольшая разведка боем накануне видимо дала гостю представление о калининградском кендо, поэтому сам семинар начался с разминки, но не столько тела, сколько.. духа и мозгов.
— Что есть субури и с чем их есть?
— Что будет, если делать упражнения без ki?
— Почему мы делаем вот такое движение?
— Что если сделать дорожку различных окури-аси и при этом на каждый шаг сделать киай?
Дух захватывает. Мозг начинает подкипать.
Дальше — больше.
Вопрос участникам: "Что такое сэмэ?" (среди кендоистов начинается волнение).
Небольшое упражнение на подготовку к дэбана (кендоистам рвёт тайминг).
— Что такое заншин? — подливает масла в огонь сенсей (у калининградцев полыхает всё ярче).
— Что такое дебана? — делает контрольный выстрел Марат (несколько наиболее опытных кенши падают замертво за мгновение до вопроса).
Тем временем оставшиеся в твёрдом уме замечают, что сенсей перешёл к хикки-вадза.
— Это не те замахи, которые вы ищите, — проводит ладонью сенсей. (кендоситы судорожно ищут замахи в техниках хикки).
— Мы хотим заставить мотодачи защищаться для реализации хикки-коте! (мотодачи искренне не против).
— Мы хотим отрезать кусочек мотодачи когда бьём до! (мотодачи.. а куда делись мотодачи?)
Ну и самые сливки — работа в тройках на ультракоротких дистанциях, когда нужно выполнить хикки "на ходу", без подготовки. Тааак, телу ещё предстоит переварить полученную мозгом информацию.
Кейко.
Стараешься собрать два дня семинара воедино: ритм. тайминг. дебана. хикки. ого! То ли ещё будет, когда начнёт получаться!
Это были интересные выходные. И хорошее напоминание, что кендо многогранно, одновременно логично и просто.
Спасибо, Марат-сенсей за отличный кендо-семинар.
— Кхм, а может...? :)
Дмитрий Чирва, Калининградский клуб кендо
2. Отчёт Д. Воробьева
Изначально был поставлен вопрос о наполнении физического воплощения техники «духовным» содержанием.
В последующие два дня семинара Марат постарался раскрыть свой взгляд на этот вопрос. Возможно ли правильное выполнение ударов и техник без внутренней готовности и собранности? Другими словами, что такое киай? И как это работает?
Первый день семинара показал что даже во время разминки и выполнения субури киай одна из важнейших составляющих правильного выполнения упражнений.
Еще одним тезисом семинара можно выделить утверждение о взаимосвязи кендо как спортивной дисциплины и как будзюцу. Другими словами практическое применение техник в разрезе кейко или сиая.
С прикладной точки зрения не должно быть различий между отработкой техники или удара и ее применением во время кейко/сиая. Такие мысли я вынес для себя обдумав этот вопрос и полученную от Марата информацию.
Во время первого дня семинара Марат довольно подробно объяснил аспекты выполнения таких техник как : дебана и хикки их логику и наполнение. Так же было осмысление такого понятия как заншин.
После мы попытались применить полученные знания во время кейко.
Во второй день Марат продолжил раскрывать тему хикки, указав на многие тонкости и интересные моменты. На этом этапе слова о содержании техники стали обретать смысл и форму. После последовало кейко для закрепления полученных знаний.
Второй день закончился аттестацией на 4,3 и 2 кю.
Резюмируя можно сказать, что семинар лично для меня был чрезвычайно интересным. Нам показали насколько разным может быть кендо. Его взаимосвязь с настроем и духовным состоянием. Что по сути физическое воплощение не может в полной мере существовать без правильного настроя. Что кендо подчиняется логике и без ее применения довольно сложно добиться прогресса и результатов.
Дмитрий Воробьев, Калининградский клуб кендо