Кендо Калининград » История

Кендо Калининград

Дух, меч и тело — едины.

История


Происхождение кендо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание головы противника и ритуальное самоубийство сеппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Известнейшими среди них были Итто-рю (яп. 一刀流 Итто: рю:, «Школа одного меча»), Муто-рю (яп. 一刀正傳無刀流 Итто: сё:дэн муто: рю:, «Истинная школа одного меча без лезвия») и Муненмусо-Рю. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввел бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кендо.

С реставрацией Мейдзи (1868) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Первое показательное выступление состоялось 11 апреля 1873 года. Демонстрировали свое мастерство ведущие мастера фехтования в сёгунате: Киётакэ Огава, Макото Одзава, Синкити Носэ. Показательная борьба громким эхом отозвалась в широкой общественности и способствовала большой заинтересованности в кендо. Несколько лет спустя появились первые попытки организации спортивного соревнования.

Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а в 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кендо». Этот год полагается официальным годом рождения данного боевого искусства.

Популярность кендо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кендо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кендо, как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

С 1950 года давление американцев ослабло. Была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного кендо. Через два года запрет на кендо была снят, и из названия Федерации выбросили слово «спортивный». В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах.

После восстановления репутации кендо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кендо. В 2003 году в неё входили кендоистские организации и клубы из 44-х стран мира.



Один комментарий